<font size="4">Старые Пески известны с 1503 г., когда имение по привилею короля Александра получил Дмитрий Киянин. Через приданое праправнучки Барбары Сируцевой на рубеже 16 и 17 веков оно отошло Якубу Пусловскому, подстолию Речицкому, старосте окшатынскому, носившему редкий титул «королевского овёсного» (ответственного за фураж для королевских конюшен). В 17 веке Пески стали главной резиденцией этого рода герба Шелига, которому принадлежали более 3-х столетий. Представители рода являлись крупными предпринимателями, меценатами, филантропами, фундаторами дворцов и храмов.</font>
<font size="4"> В конце XVIII в. Войтех Пусловский приобретает у Огинских Хомск, который вскоре стал местечком и принадлежал роду более столетия. В 1798г. строит здесь суконную фабрику (по некоторым источникам ее строил Вандалин, что не соответствует его годам жизни). Фабрика занимала тринадцать каменных и деревянных зданий с количеством работающих 550 человек. Она выпускала около 50 тысяч аршин тонкого сукна, которое успешно экспортировалось в Ригу, Вильно, Петербург. В 1829 г. продукция фабрики на Всероссийской промышленной выставке была удостоена малой золотой медали. В 1809 г. строит костел с фамильной усыпальницей в соседнем Ольшеве,</font>
<font size="4"></font>
<font size="4">затем костел в Хомске, каплицу в Телеханах, кирпичную башню с крестом в завершении около Ольшева, </font><font size="4">где располагался хозяйственный двор графства (восстановлена в последнее годы).</font>
<font size="4"> Войтех имел пятерых сыновей (Франтишек, Владислав, Адам Титус, Ксаверий, Вандалин) и двоих дочерей (Геновефа и Марта). Адам Титус (1803 -1854) владел имением Плянта на Пинщине, участвовал в восстании 1830-1831гг. и после его поражения эмигрировал в Пруссию. Пески и другие владения отошли Франтишку. Владельцем Косова стал младший сын Вандалин (1814-1884), известный предприниматель, коллекционер, любитель искусства. Ксаверий (1806 - 1874), женатый на Юлии, дочери Ксаверия Друцкого-Любецкого, при разделе наследства отказался от недвижимости. Он окончил Коллегиум Нобилиум в Варшаве. Много путешествовал по Европе. Создал образцовую химическую лабораторию, закупив оборудование в Париже, и посвятил себя научной работе. Увлекался искусством. В Круликарне под Варшавой собрал коллекцию картин, бронзовой и мраморной скульптуры, гравюр, гобеленов, библиотеку. Возглавлял в Варшаве товарищество добродетельности и в 1869 г. получил от папы римского графский титул. Однако вскоре Пусловских постигли неудачи. В 1838 г. сгорела фабрика, ее остатки перевозятся в Альбертин.</font>
<font size="4"></font>
<font size="4"> В 1843 г. по вине прислуги, готовящей литовский крупник (горячий напиток из водки с медом и пряностями) для участников очередной охоты, сгорел дворец. Владелец имения граф Франтишек, российский посол в Париже, маршалок виленский, приспособил для своего нечастого пребывания в имении уцелевший павильон, а усадебным домом стала конюшня. Усадьба потеряла свой прежний блеск. Правда, Франтишек планировал строительство нового дворца. Была заготовлена известь. Его инициативу не поддержали наследники - сын Владислав (1801- 1859), женатый на княжне Геновефе Друцкой-Любецкой, и внук Франтишек Ксаверий (1847-1908). Резиденцией рода становится Альбертин. В 1860 г. большие владения Владислава отошли сыновьям Зигмунту (1849-1913), который собрал большие художественные ценности во дворцах в Чаркове (Келецкой губернии) и Кракове, и Франтишку Ксаверию, женатому на Леонтине Владковой.</font>
<font size="4"> Последним владельцем имения был Владислав (1871- 1964), сын Франтишка Ксаверия, женатый на княгине Кристине Марии Пигнатели, но жил он в Альбертине.</font>
<font size="4"></font>
<font size="4"> В Песках до 1939 г. жила семья его младшего сына Франтишка. Земельные владения имения в 1890 г. составляли 11774 десятины.</font>
<font size="4"> Усадьба расположена на ровной террасе озера Чёрное. Представление о ней даёт одна из литографий с акварели Наполеона Орды (1865) и записи Ю.Немцевича, который посетил усадьбу в 1819 г.</font>
<font size="4"> Усадьба была заложена в наиболее приподнятой северо-западной части владений. Центральное положение в ней занимал дворец, расположенный среди парка. От него, по воспоминаниям Ю. Немцевича, которого принимал Войтех, открывалась живописная панорама на озеро, противоположный берег которого казался «... бледной, голубой полосой, которая местами прерывалась зелёным гаем. Стаи птиц, белые паруса рыбацких лодок ещё более подчёркивали живописность ландшафта». Дворец имел богатое собрание картин кисти отечественных и зарубежных художников, архив, библиотеку в основном французских и польских изданий, собрание древних рукописей, коллекцию оружия. Ю.Немцевич упоминает ещё красивый костёл, построенный Войтехом Пусловским в «четвёртой части мили от дворца», в котором имелось редкое собрание икон. Святыня возвышалась в соседнем Ольшеве.</font>
<font size="4"> К сожалению сохранилось только место с грудой сцементированного кирпича в окружении старинных, почти 200-летних, лип.</font>
<font size="4"></font>
<font size="4"> </font>
<font size="4"> На месте дворца теперь заросли боярышника, а на бывшем партере растут клён серебристый, дуб красный, ясень пенсильванский более позднего времени. Не сохранились деревья дуба черешчатого (Fastigiata), сосны веймутовой и другие интродуценты, посаженные Франтишком Пусловским, внуком Казимира, который увлекался растениями и был известным любителем-ботаником. Пусловские с уважением относились к растениям. Ещё в начале 20 века в парке росли дубы, посаженные Якубом Пусловским, которые оберегались и носили его имя.</font>
<font size="4"> На акварели Н.Орды изображены</font>
<font size="4"></font>
<font size="4">уцелевшие от пожара сооружения парадного двора в окружении тополей чёрных (Italika): конюшня, «павильон роз» и оранжерея, а также стоящая в стороне мельница, один из романтических мотивов усадьбы. Среди них наиболее оригинален «павильон роз», построенный на манер виллы Ротонда итальянского архитектора Андре Палладио. Небольшое каменное двухэтажное, в плане прямоугольное здание, с окнами большими прямоугольными и порте-фенетрами на первом и почти квадратными на втором этаже. Низкую двухскатную крышу павильона венчал полусферический купол с фонарём. По гладкой стене проходил декоративный фриз. Круглый зал павильона украшали барельефы времён Людовика XVI и широкий фриз у основания купола с хороводом греческих танцовщиц. Мельница являлась центричным в плане сооружением с купольным завершением, увенчанным шаром с флюгером, установленным на террасе-колоннаде.</font>
<font size="4"> В первую мировую войну строения бывшего классицистического дворца сгорели или были разорены, а после разобраны. Сохранились усадебный дом, в котором теперь размещается турбаза,</font>
<font size="4"></font>
<font size="4">спиртзавод и брамы.</font>
<font size="4"> Парадный двор усадьбы окружал большой пейзажный парк в духе романтизма. В плане он имел форму прямоугольника, вытянутого вдоль озера. С северной и западной сторон к нему вели длинные въездные аллеи. В обсадке западной аллеи использовался бук. Въезды в усадьбу были фиксированы брамами. Северная монументальная брама построена примерно в середине 19 века в замково-готических формах, перекликается по архитектурному облику с дворцом в Коссове.</font>
<font size="4"> Брама образована двумя высокими цилиндрическими башнями с зубчатым завершением, между которыми оформлен арочный проезд высотой 8 метров с зубчатым аттиком. С левой стороны башни примыкает небольшая сторожка-кардегардия с зубчатым парапетом. К другой башне пристроена стенка с аналогичным завершением. Брама имеет богатый неоготический декор: щели-бойницы, ниши, аркатурные пояса, рельефные кресты. В сторожке размещалась стража, подчёркивающая (больше символически) неприступность и важность графской усадьбы, а сама брама уже у входа в усадьбу создавала у посетителя чувство романтической настроенности. Она хорошо сохранилась, но оказалась теперь в центре деревни, потеряв связь с прежней композицией. Как и в прошлые времена на зубчатом завершении башни гнездятся аисты - постоянные спутники усадьбы. Западный въезд в усадьбу также имел браму, построенную в других формах. Она меньших размеров, не имела башен.</font>
<font size="4">Позднее была переделана под магазин, в связи с чем арочный проезд замуровали. Глубина проезда 6 метров, ширина фасада 17,5 м. Построена из светло-красного кирпича, её размеры 27x12,5x6 см, штукатурка серая. Оконные проёмы прямоугольные, стены декорированы узкими остроконечными нишами. Толщина лицевой стены равна длине двух кирпичей. В середине над аркой возвышается зубчатый фронтончик. Внутри здание разделено на три камеры; средняя из них, служившая в прошлом проезжей частью, имела острый неоготический арочный свод. Сейчас сооружение имеет вид руины.</font>
<font size="4"> По руинам ещё можно видеть его богатый декор: стрельчатые ниши, четырёхгранные пинакли (декоративная башенка), П-образные сандрики (карниз над дверным или оконным проёмом). В последние годы утрачен зубчатый парапет, окружающий сооружение по периметру и закрывающий крышу. От брамы до усадебного дома вдоль дороги тянулись рабатки (цветник в виде узкой полосы вдоль аллеи, дорожки) с цветочными растениями.</font>
<font size="4"> Наиболее отработанной и оригинальной в композиционном отношении является северо-восточная (приподнятая) часть парка, примыкающая к озеру. В основе её композиции лежит водная система из двух водоёмов, соединённых протоками между собой и каналами с озером, имеющая остров и мостики из бутовых блоков. Водоёмы узкие, вытянутые, с живописно изрезанными берегами, хорошо закреплёнными злаковой растительностью и деревьями. Основной канал проходит у бывшего парадного партера, пересекая древесный массив. Он большой (шириной до 10 м), полноводный. Вместе с искусственными водоёмами использовался для прогулок. Около партера на канале была устроена пристань для парадных и вёсельных лодок, путешествующие по каналу попадали на высоко поднимающийся над водой остров с беседкой. На острове росли плотной группой ели, стояли каменные скульптуры русалок. Теперь на острове растут ясень, грабы.</font>
<font size="4"> Берега прочно укреплены корневыми системами ольхи чёрной. Несложная, но оригинальная водная система имела не только декоративное, но и утилитарное назначение - выполняла дренирующую функцию. По подземной трубе из водоёмов на спиртзавод поступала вода. Позже для этих целей был сооружён артезианский колодец. По каналам системы отводились сточные воды завода. Один из каналов пересекал усадьбу поперёк, начинаясь у северной брамы. В южной стороне парка, перед каплицей, дренирующую функцию выполнял ручей.</font>
<font size="4">В настоящее время в связи с углублением озера и насыпкой прибрежного песчаного вала связь с водоёмом утрачена. Одновременно нарушено оформление прибрежной зоны парка, затеряны видовые точки. Сохранилась большая (диаметром до 16 м) древесная клумба, сформированная из граба и дуба на искусственном возвышении, служившая местом застолий после удачных охот. Заросший круглый водоём соединён теперь с каналом возле озера. Хотя озеро несколько отступило от парка, оно по-прежнему остаётся его основным ландшафтным элементом. В солнечные дни за голубой гладью воды виднеется в дымке противоположный берег.</font>
<font size="4">Важным элементом пейзажа стала большая колония лебедей, поселившихся здесь в 1980 г.</font>